БТХ-2

Преимущества вездехода с переломной рамой

Описание шарнирно-солнечной рамы

Преимущества вездехода с переломной рамой

Каждый, кто забирался на внедорожнике в непролазную глушь, на себе испытал технические ограничения данного транспортного средства. Недаром в народе бытует поговорка: «Чем лучше джип, тем дальше потом идти за трактором». Ни рамная конструкция, ни блокировка дифференциала не спасают от увязания в глину, консистенция которой после дождя напоминает нечто среднее между цементом М-500 и клеем «жидкие гвозди». Что же мешает рамным внедорожникам и вездеходам преодолевать настоящие болота и серьёзные неровности ландшафта? Одна из главных причин — отсутствие переломной рамы.


Переломная рама (в простонародье переломка) — это особый вид конструкции транспортного средства, при которой две полурамы соединены между собой поворотно-сцепным устройством (или, как его ещё часто называют, поворотным кулаком). Такой подход даёт возможность вездеходу в прямом смысле слова переламываться пополам, что обеспечивает ему следующие преимущества:


• меньший радиус разворота (вездеход может буквально развернуться вокруг своей оси);

• лучшая в сравнении с цельной рамой балансировка;

• низкий риск диагонального вывешивания (все четыре колеса всегда находятся на грунте и имеют отличный зацеп);

• минимальный риск повреждения рамы даже при максимальной загруженности кузова и сильных ухабах;

• равномерное распределение нагрузки позволяет вездеходу с переломной рамой обладать большей удельной мощностью при прочих равных.


Шарнирно-сочленённая рама была впервые применена в 1919 году в итальянском тракторе Fiat-Pavesi P4. В СССР она была реализована на легендарном К-700 в далёком 1961 году. На «Кировце» она отлично показала себя, продемонстрировав высокую надёжность и эффективность. С тех пор конструкция переломки претерпевала лишь незначительные изменения, по большей части подгоняясь инженерами для установки в вездеходах.