БТХ-2

Гидрообъемное управление

Подробная статья

Гидрообъемное управление

Преимущества и устройство гидрообъёмного управления 

Гидрообъёмное рулевое управление (ГОРУ) — одно из важнейших изобретений машиностроительной гидравлики, оказавшее значительное влияние на самоходный транспорт в целом и на внедорожный сегмент в частности. С технической точки зрения ГОРУ представляет собой комплекс узлов и механизмов, призванных обеспечить более высокую манёвренность, повысить надёжность и ремонтопригодность техники и, что самое важное — снизить уровень усилий, прилагаемых водителем при повороте рулевого колеса.

Первые попытки внедрить гидрообъёмное управление в автомобилестроение предпринимались ещё в начале XX века, но сложность конструкции, её дороговизна и высокие требования к точности изготовления заставили отложить эту идею на долгие годы. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: присутствие ГОРУ стало обычным явлением не только на вездеходах, но и на бульдозерах, автокранах, а также на всевозможной строительной и аграрной технике. Во многом такое распространение технологии стало возможным благодаря усовершенствованию гидрообъёмных насосов, ведь если ещё лет тридцать назад давление 150 бар считалось пределом возможного, то сегодня и 600 бар никого не удивишь.


Какие преимущества несёт в себе гидрообъёмное рулевое управление для вездеходов?• Лёгкость управления в любых дорожных условиях

За счёт использования мощного гидронасоса и отсутствия прямой механической связи между рулём и приводом достигается лёгкость управления на любых дорожных покрытиях и при любых погодных условиях. При этом руль остаётся лёгким даже на холостых оборотах.


• Высокая манёвренность

Использование гидрообъёмного управления позволяет в полтора-два раза сократить радиус поворота техники в сравнении со стандартной рулевой рейкой. Для вездеходов с шарнирно-сочленённой рамой, обладающих крупными габаритами, это особенно важно. Там, где каракат будет делать 2−3 захода для выхода на нужную траекторию, вездеход с гидрообъёмным рулевым управлением сделает манёвр в один приём.


• Надёжность

Независимо от наличия гидроусилителя, стандартные рулевые рейки подвержены срыву со своих креплений, что может прервать поездку и лишить экипаж возможности передвижения в непролазной глуши. ГОРУ, в свою очередь, куда более надёжно, ведь в случае с ним главное — сохранять целостность гидравлических шлангов. В наших вездеходах BTX-1 они надёжно упрятаны под толстое стальное днище.


• Комфорт

За счёт отсутствия прямой связи между рулевым и управляемыми колёсами водитель не чувствует вибрации, ударов, а также раскачивания и срывов рулевого колеса при езде по глубоким колеям. При движении по прямой снижается необходимость в постоянном подруливании. При этом вездеход чутко реагирует на повороты руля, лишь незначительно уступая в точности управления стандартной рейке с гидроусилителем.


БТУстройство гидрообъёмного управленияКаким же образом устроена система гидрообъёмного управления и за счёт чего достигаются столь высокие характеристики? Как мы уже отметили выше, в ГОРУ отсутствует механическая связь между рулём и колёсами. Поворот колёс здесь осуществляется за счёт так называемых поворотных цилиндров, в которые посредством мощного гидронасоса нагнетается рабочая жидкость. Поворот руля в данном случае регулирует степень открытия клапанов. В зависимости от направления вращения руля тот или иной клапан открывается, за счёт чего гидроцилиндры, управляющие рамой, работают на сжатие или расширение. Таким образом поворот руля регулирует количество подаваемой в цилиндр жидкости, а следовательно и угол поворота рамы. Примечательно, что даже при неработающем гидронасосе насос-дозатор не перестаёт функционировать и колёса можно развернуть посредством множества оборотов рулевого колеса.


Заключение

Как видим, гидрообъёмное управление несёт массу преимуществ для самоходной техники и в особенности для вездеходов. Такое управление не боится суровых эксплуатационных условий, оно предсказуемо и надёжно, за счёт чего успело хорошо зарекомендовать себя не только во внедорожном, но и в строительном и аграрном сегменте. Конструируя наш вездеход БТХ-2, мы брали только лучшие наработки в области машиностроения, поэтому наш выбор пал именно на гидрообъёмное управление.